Минпросвещения утвердило инструкции по защите учителей от агрессии в школе
Министерство просвещения России утвердило первые официальные инструкции для педагогов и администраций школ, призванные защитить их честь и достоинство в конфликтных ситуациях. Два документа, определяющие порядок действий при возникновении агрессии со стороны участников образовательного процесса, были приняты на заседании Совета по защите чести и достоинства педагогических работников.
Инициативу представили глава ведомства Сергей Кравцов и председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. «Утверждение инструкций для педагогов в случае конфликтных ситуаций – важное решение, это долгожданные в регионах документы», – подчеркнула сенатор. По ее словам, новые правила предоставляют учителям и руководителям четкий и доступный алгоритм для разрешения сложных ситуаций и направлены на формирование безопасной обстановки для предотвращения конфликтов в будущем.
Что регламентируют новые инструкции?
Первый документ адресован администрации школы и устанавливает единый порядок действий при возникновении конфликта между педагогом и учениками или их родителями. Второй – является практическим руководством для самого учителя, содержащим конкретные шаги по деэскалации агрессии и защите своей профессиональной репутации непосредственно в момент инцидента.
Евгения Симонова, эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, отмечает:
«Утверждение конкретных инструкций — это запоздалая, но необходимая мера по формализации защиты трудовых прав педагогов. С экономической и управленческой точки зрения, такие документы снижают операционные риски для всей образовательной системы, они минимизируют правовой вакуум в конфликтных ситуациях и потенциально сокращают издержки, связанные с текучестью кадров из-за профессионального выгорания.
Однако реальная эффективность будет крайне низкой, если эти инструкции не станут частью комплексного экономического и социального пакета поддержки. Прописанный алгоритм действий не снимает с учителя колоссальной эмоциональной нагрузки и не компенсирует дефицит времени. Без существенного укрепления кадрового состава школьных психологов, введения полноценных тьюторских позиций и, что критически важно, без реального повышения статуса и оплаты труда педагога, документ рискует остаться лишь формальным предписанием. Он описывает, как действовать в конфликте, но не решает главного — как системно предотвращать эти конфликты в условиях хронической перегрузки всех участников образовательного процесса».
Совет по защите профессиональной чести и достоинства педагогов, разработавший инструкции, был сформирован лишь в сентябре 2025 года. Его задача — проработка сложных случаев и создание методик для защиты репутации учителей.
Ранее, в октябре, в рамках усиления поддержки педагогов депутаты предложили ввести федеральную доплату за работу в переполненных классах — не менее 1 тыс. рублей ежемесячно за каждого ученика сверх норматива. Парламентарии пояснили, что такая мера должна компенсировать возросшую нагрузку и стресс, с которыми сталкиваются учителя.
Таким образом, новые инструкции становятся частью формирующегося пакета мер, направленного на правовую и социальную защиту педагогов. Их практическая ценность будет зависеть от того, насколько они будут подкреплены реальными ресурсами и интеграцией в повседневную школьную жизнь.
Комментариев пока нет.